toptigki (toptigki) wrote,
toptigki
toptigki

Кузнецкий мост Д.В. Ухтомского

      Кузнецкий мост – одна из старейших улиц в Москве. Появление ее связано с постройкой в конце XV века между нынешней Пушечной улицей и Театральным проездом Пушечного двора – первого военного завода на Руси. Кузнецы этого завода и конюхи были поселены слободой к северу от него, на берегу реки Неглинной, через которую был переброшен небольшой деревянный мост на Петровку. Улица слободы сперва называлась Неглинным верхом, а в XVII веке стала называться Кузнецким мостом.

Самый излюбленный и модный пункт Москвы – «Кузнецкий мостъ», древний народ московскiй звалъ «Неглиннымъ верхомъ».

Вид на "Кучково поле" с берега реки Неглинной от Кузнецкого моста в XVI веке
(художественная открытка товарищества А.И. Абрикосова)

Позднѣе Неглинный верхъ сталъ у москвичей прозываться «Кузнецкой горой»; здесь, по преданию, ютился длинный рядъ кузницъ и убогихъ избъ кузнецовъ, съ ихъ задворками, огородами и т.д.

… Как бы въ противоположность монастырямъ ... стояла в Кузнечном приходѣ несуществующая теперь церковь Флора и Лавра, близ нея грозно высился съ своими банями двор «Пушечный»; на этот дворъ ѣзжали смотрѣть цари, какъ лились ихъ пушки.

А.М. Васнецов - Пушечно литейный двор на реке Неглиной
На Кузнецком мосту, встарину, дѣйствительно существовалъ мостъ деревянный, но въ царствование Елисаветы Петровны былъ выстроенъ каменный, «подъ смотрѣнiемъ архитектуры гезеля (подмастерья) Семена Яковлева»; мостъ этотъ, по словам старожиловъ, былъ преплохой, его сломали гораздо позже нашествiя французов.
Встарину въ Москве и всѣ мосты были деревянные, изъ плотовъ, которые въ весеннее и осеннее время, при большой водѣ, разметывались и разбирались.


Как раз о временах Елизаветы Перовны мы и хотим поговорить поподробнее. Именно в это время главным архитектором Москвы становится Дмитрий Васильевич Ухтомский, перед которым была поставлена задача упорядочивания строительства и благоустройства древней столицы, ведь город был деревянным и нуждался в постоянном надзоре.

Полной перестройки требовал Кузнецкий мост через реку Неглинную, часто подвергавшийся затоплению в связи с подъемом воды в находившейся вблизи моста запруде Монетного двора.

Вопрос о перестройке возник еще в 1751 г. в связи с ветхостью старого одноарочного моста. Поскольку мост был подтоплен, не было возможности осмотреть оcнование моста. Кроме того, сначала предполагалось оставить его в прежнем виде с одной аркой для пропуска воды.

Каменный Кузнецкий мост (ЦГАДА). (Фальковский А.И. – Москва в истории техники)
Однако в целях обеспечения прямого течения воды и увеличения пропускной способности потребовалось разобрать переднюю стену и сделать ее вновь, а также переделать и другую стену. Эти работы вызвали необходимость вырыть рвы до прочного грунта. Так как понижение горизонта воды в пруду приостанавливало работы по плющению серебра на Монетном дворе (двигателем являлось водяное колесо), то велась длительная переписка между Московской канцелярией, Правительствующим сенатом (Петербург) и Московским Монетным двором. Эта переписка затягивала утверждение проекта, который Д.В. Ухтомский составил в том же 1751 году сразу после осмотра моста.

Проект переустройства был сделан в виде двух каменных стенок вышиной в 11/4 арш. и такой же толщины, на которых устраивались глухие парапеты вышиной в 11/4 арш., толщиной в 1 арш. Они выкладывались кирпичом и белым камнем, покрывались лещадью, швы гладко замазывались. Между стенками предполагалось насыпать щебня и сделать мостовую с прибавкой нового камня. Для «свободного течения воды сделать каналы».

Проект переустройства Кузнецкого моста (ЦГАДА). (Фальковский А.И. – Москва в истории техники)
По смете работа оценена в 713 руб., но подрядчик просил 960 руб. Зодчему удалось, воспользовавшись спуском воды в запруде по самый шлюз, осмотреть фундамент сооружения и составить новый, более совершенный вариант проекта. Вместо существовавшего одноарочного моста Ухтомский разработал трехарочную конструкцию. Белокаменные арки упирались в мощные устои. Гладкие боковые плоскости моста, обогащенные лишь нишами, с колоннами по сторонам и протяженными подъездами к мосту, завершались парапетом со сдвоенными столбами, украшенными вазами. Повышающийся к центру, значительно удлиненный по сравнению с прежним новый монументальный мост был рассчитан на наивысший уровень подъема воды.

Кузнецкий мост по проекту арх. Ухтомского (ЦГАДА). (Фальковский А.И. – Москва в истории техники)


Кузнецкий мост, 1751-1757 гг. Осуществленный вариант проекта. Фрагмент чертежа, подписанного Д.В. Ухтомским. (Кипарисова А.А. – Архитектор Д.В. Ухтомский)

Его смета составила 19 144 р. 50 к., из них 3 609 р. 46 к. за работу каменщикам, плотникам и кузнецам. Было разрешено на строительство моста взять камень с развалившегося строения бывшего Петровского кружала питейного погреба. На время постройки, «чтоб в проезде коммуникацию не пресечь», был сделан в объезд деревянный мост.

В 1753 году по второму, утвержденному проекту началось строительство моста. Но Ухтомский продолжал разработку проекта в процессе его осуществления. Он задумал создать в центре города крупный общественный ансамбль, близкий по идее к выполненному им ранее проекту Полянской площади. Не ограничиваясь строительством моста, архитектор путем перемещения и сноса пытался внести некоторую регулярность в расположение окружающих мост жилых строений.


На переднем плане реконструкция Кузнецкий мост на конец XVIII века
Но основным средством для достижения «регулярности и великолепия моста», как писал в своих донесениях зодчий, должно быть стало стать возведение каменных корпусов по обеим сторонам улицы, примыкающих к пандусам съездов с обоих концов моста. Учитывая расположение Кузнецкого моста в бойком районе Белого города, на проезжей дороге, Ухтомский предназначал проектируемые строения для торговых лавок, в строительстве которых настоятельно нуждалась в те годы Москва. Четыре корпуса торговых рядов, которые должны были стать архитектурным завершением ансамбля, имели одинаковые открытые галереи с аркадами на столбах. В глубине галерей находились складские помещения. Строгая архитектура каменных лавок, лишенных всякого декоративного убранства, отвечала лаконичным формам монументального моста. Намеченный ансамбль общей протяженностью более 90 метров, охватывающий целый квартал, представлял собой прекрасно разработанное предложение нового торгового центра Москвы, отвечающее практическим и архитектурным требованиям своего времени. В 1756 году Сенат утвердил проект торговых рядов Кузнецкого моста. Но необходимость приобретения казной намеченных к слому частновладельческих строений, расположенных на месте предполагаемых лавок, и связанные с этим трудности помешали осуществлению проекта ансамбля. Кузнецкий мост был в основном закончен в 1757 году без торговых рядов, хотя Ухтомский и продолжал дорабатывать проект лавок. Тем не менее это место стало торговым центром города:

План Кузнецкого моста с галереями по проекту арх. Ухтомского (ЦГАДА).
(Фальковский А.И. – Москва в истории техники)


Проект Торговых рядов около Кузнецкого моста, 1760 г. Чертеж Д.В. Ухтомского.
(Кипарисова А.А. – Архитектор Д.В. Ухтомский)

Своей красотой и постройками Кузнецкiй мостъ обязан поселившемуся здѣсь русскому боярину графу Ивану Ларiоновичу Воронцову; тогда кузнецы здѣсь замолкли и вся Кузнецкая слобода поступила въ его же власть.
... за графом потянулись и другiе бояре, жившие тогда на Москвѣ... Незаметно, вскорѣ, в боярскихъ домахъ открылись двѣ немецкiя лавочки съ разными уборами и туалетными принадлежностями, къ которым вскорѣ примкнулъ рядъ еврейскихъ лавочекъ, но ихъ вскорѣ выселили изъ этой мѣстности.

Впоследствiи, уже во время французской революцiи, здѣсь открылось и нѣсколько французкихъ модныхъ лавок съ разнымъ заграницнымъ товаромъ. Теперь говорятъ: «ѣхать на Кузнецкiй мостъ покупать товары», а въ екатерининскiя времена говорили: «ѣхать во французскiя лавки».

А сам мост был простоял 70 лет, пока не был засыпан в 1817-1819 годах при заключении Неглинки в коллектор от устья до Трубы.

С. Малицкий - Река Неглинная в новом подземном канале
В 70-х годах XX века мост был исследован А.Г. Векслером, а в 2003 году законсервирован. Возникали идеи о создании музея под открытым небом, но, увы, пока эти идеи остались лишь гипотетическими.

Лопяло К.К. - Реконструкция Кузнецкого моста на конец XVIII века по материалам А.Г. Векслера.

Литература:
Кипарисова А.А. – Архитектор Д.В. Ухтомский
Пыляев М.И. – Старая Москва
Сытин П.В. – По старой и новой Москве
Фальковский А.И. – Москва в истории техники


Tags: Д.В. Ухтомский, Кузнецкий мост, Неглинка, Неглинный верх, Пушечный двор, улица
Subscribe

  • С Днем рождения, Москва!

    Любимый город, такой разнообразный, постоянно меняющийся, но потрясающе красивый!

  • С Днем рождения, московское метро!

    В этот день 80 лет назад открылся московский метрополитен. За это время он стал незаменимым видом транспорта. Всем известно: если хочешь точно…

  • С Днем Победы

    Дорогие друзья! Поздравляем с величайшим праздником - Днем Победы! Желаем самого главного - мирного неба над головой. И перенесемся ненадолго в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments